Небесные мученицы Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ

Каждый год Армянская Апостольская Святая Церковь на следующую неделю после Пятидесятницы, в понедельник и вторник, чтит память святых дев Рипсимэ, Гаянэ и их спутниц. Девы своей кровью и божественной силой мученически погибли во имя любви к Небесному Жениху, Господу Нашему Иисусу Христу.

Кем были святые девы?

Армянские историки Агатангелос, Мовсес Хоренаци и другие житейные источникиговорят, что во времена кесаря Диоклетиана (284-305 гг.) в римском монастыре Св. Павла жили около 300 дев под руководством настоятельницы Гаянэ. Там же находилась и Рипсимэ, которая имела царское происхождение. Девушка обладала небесной красотой и вместе с другими монахинями жила под воспитанием Св. Гаянэ.

Римский император Диоклетиан решил жениться во второй раз, несмотря на то, что его жена была жива. Он отправляет гонцов во все концы страны, дабы найти самую прекрасную девушку для женитьбы. Посетив монастырь Св. Павла гонцы замечают там девушку дивной красоты Св. Рипсимэ и рассказывают о ней императору, показывая ее портрет. Не раздумывая император повелевает привезти девушку во дворец.

Узнав о намерениях кесаря, святые девы под руководством настоятельницы Гаянэ под покровом ночи тайно убегают из Рима и поселяются в Иерусалиме. Их было семьдесят человек. В течение месяца девы непрестанно возносят молитвы к Святой Богоматери, дабы благословеннейшая из дев придала им сил для преодоления всех жизненных перипетий. И является им Богоматерь, направляя их в Армению.

Во время путешествия некоторые из дев остаются и обосновываются в горах и пещерах, непрестанными молитвами и аскетическим образом жизни, продолжая посвящать свою жизнь Небесному Жениху, Иисусу Христу. А Св. Гаянэ и Св. Рипсимэ с остальными девами останавливаются в провинции Васпуракан на горе Варага.

Предание гласит, что Св. Рипсимэ привозит с собой в Армению мощи животворящего Креста Спасителя, который схороняет на горе Варага, оставляя там и сопровождавших их священников. Сами девы продолжают путь до армянской столицы Вагаршапат.

Они поселяются в давильне у садов северо-восточной части столицы и зарабатывают на жизнь изготовлением и продажей стеклянных бус. Однако вскоре император узнает о побеге дев и посылает гонцов на их поиски. Один посол направляется и в Армению к царю Трдату с просьбой, если девы найдутся отослать их обратно к императору или, при желании, самому взять в жены.

Армянский царь Трдат изъявляет желание отыскать дев и направляет глашатаев во все концы страны, чтобы разыскать прекрасную Рипсимэ. Вскоре место, где укрывались девы было обнаружено и царю докладывают о небесной красоте девы. Непреодолимое желание обладать девушкой помутнило разум и царя Трдата, он также предлагает Св. Рипсимэ стать его женой. Однако дева отказывает ему, так как еще в детстве дала обет служить Небесному Жениху, Иисусу Христу. И когда солдаты силой пытаются доставить дев во дворец, звучит громкий глас, подбадривающий дев и придающий им силы. Увидев такое, солдаты в ужасе убегают и обо всем докладывают царю.

Разгневанный царь приказывает любой ценой доставить деву во дворец и силой пытается овладеть ею. Однако Св. Рипсимэ непреклонна, сила Христа помогает ей победить царя, который славился своей физической силой, проявленной во время войн с Римом и Палестиной; он также являлся олимпийским чемпионом.

Обессиленный царь, не добившись своего, пытается убедить Рипсимэ через Св. Гаянэ. Сострадающая настоятельница поддерживает Рипсимэ в ее желании не поддаваться и оставаться верной Бессмертному Царю, за что подвергается жестоким истязаниям.

Дева покидает комнату непобежденной: в разорванной одежде и израненная добирается до своего пристанища, чтобы приободрить ее спутниц.

Монахини, увидев красавицу Рипсимэ, поднимаются на одну из возвышенностей города и непрестанно молятся Милостливому Господу, дабы поддержал их и подготовил к принятию мученической смерти. Вскоре на это место прибывают палачи и подвергают деву многочисленным истязаниям. Они связывают ей руки и хотят силой отрезать язык, однако Св. Рипсимэ сама позволяет им сделать это, после чего подвергается жестоким пыткам. Ее тело жгут, наполняют чрево тяжелыми камнями, выкалывают глаза и, наконец, убивают, разделяя тело на части.

В том же месте палачи закалывают на смерть и тех 32 дев, которые пришли захоронить тело Св. Рипсимэ. Убивают и тех дев, которые по причине болезни остались в своем прибежище.

А настоятельница Гаянэ с двумя сестрами все еще находились во дворце. Царь приказывает придать их смерти жестокими пытками, поскольку Гаянэ вместо того, чтобы убедить Рипсимэ поддаться царю, поддержала ее непоколебимость в любви к Господу. Они ведут дев в болотистую местность и, подвергая разнообразным истязаниям, убивают.

По свидетельству армянского историка Агатангела, в то время в глубоком рву Арташата был заключен Святой Григорий, который видел в пророческом сне мученичества дев.

По воле Господа ничто не может помочь излечиться одержимому царю Трдату. Сестра царя Хосровидухт во сне видит, что лишь Григору дано излечить Трдата.

После выхода из рва Святому Григору показывают то место, где святые девы удостоились неувядающих цветов мученичества. Несмотря на то, что девы не были погребены, их тела остались нетленны. Святой Григор попрощался и захоронил тела дев на месте их мученической смерти, где Трдат по приказу Григора выкопал им могилы, после чего принес тяжелые камни для сооружения часовен.

Одна часовня была построена у давильни, где на месте смерти больной девы, по свидетельству Агатангела, позже Святому Григору было божественное видение: с небес на землю упал луч света Господа и сошел Единородный. Отсюда и название этого места Шогакат (падение лучей), где покоятся останки девы Маринэ.

Впоследствии, на месте трех часовен были построены монументальные соборы. В 618 г. во времена правления католикоса Комитаса Агцеци был построен великолепный собор Св. Рипсимэ. Патриарх Комитас написал также шаракан “Лица, преданные любви Христа”, посвященный святым девам. В 630 г. во время Католикоса Езра Паражнакертци был построен изумительный по красоте собор Святой Гаянэ. А в 17 в. во времена Католикоса Наапета I Эдесаци на месте давильни была сооружена церковь Святой Шогакат.

Благодаря непреклонной вере и божественной любви дев-мучениц, христианство пустило глубокие корни, дабы на родной земле удвоилась наша вера во Всевышнего, Милостивого Господа, дабы Он всегда хранил любезных чад своих на путях Господних.

«Назад

ААЦ Епархия юга России © 2010
Создание сайта "Internet Project"