ОСНОВОПОЛОЖНИКИ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ СВ. ФАДДЕЙ И СВ. ВАРФОЛОМЕЙ

Библейские проповеди и учение Иисуса Христа представляли собой не только теоретические принципы жизни, но включали в себя и ее практические нормы, на основе которых изначально появилось христианство в виде собирательного органа, и это соборное единение – собрание верующих, и составили Церковь Иисуса Христа. Таким образом, содержание христианства предстало в образе Церкви.

Сам Христос стал основателем Церкви и Главой не только вселенской, но и национальных местных церквей, которые были утверждены Его апостолами.

Вселенская проповедь Христа вышла за пределы Иудеи и распространилась по всему миру посредством Его двенадцати учеников или апостолов. Божественное провидение радело о спасении человечества, распространяя свет Христов по всему свету через апостолов.

По преданию, в ночь рождения Христа одним из трех волхвов, пришедших в Вифлеем для поклонения Господу, был Гаспар с земли Армянской, который стал очевидцем и вестником рождества Спасителя.

Другая удивительная легенда гласит о том, что когда армянский царь Абгар был неизлечимо болен, он прослышал о проповедовании Христа, о чудесах Его: когда хромые ходят, а слепые прозревают. Не видя всего этого царь верит в то, что это Господь и, послав своих делегатов к нему, приглашает жить у него и проповедовать, подальше от преследований иудеев.

Иисус отклоняет приглашение армянского царя, но обещает отправить к нему одного из своих учеников. Предание также гласит, что Христос посылает Абгару платок с Его Нерукотворным ликом, при помощи чудодейственной силы которого царь излечивается от болезни. Нерукотворный лик становится заветной святыней армянского народа.

После Вознесения Господа, в соответствии с Его обещанием, в Армению приходит апостол Фаддей, первой остановкой которого был город Эдесса – резиденция царя. Царь Абгар принимает апостола, как посланника Божия и целителя, с благоговением оказав ему всяческие почести.

Апостол Фаддей читает свою проповедь прямо во дворце, царь верит его словам и вновь чудом спасается. Апостол получает разрешение царя на проповедование среди народа и собирает большое количество последователей. Происходит формирование Церкви, которая проповедью Евангелия день ото дня становится все могущественнее и увеличивает число верующих.

В результате переписки царя Абгара и сына сестры царя Великого Айка Санатрука Фаддей отправляется в Армению, откуда и начинается история просвещения армянского народа. Проповедуя в различных областях Армении, апостол Фаддей добирается до провинции Артаз, где происходит его встреча с царем Санатруком. За проповедями Фаддея следят многочисленные верующие, многие из которых чудом излечиваются. В числе излечившихся и дочь Санатрука Сандухт.

Царь Санатрук, который прежде встречался с Фаддеем, испытал сильное сопротивление князей своего двора, поэтому ему не хватило смелости признаться в своей христианской вере. Он убеждает и свою дочь отказаться от веры, однако даже заточение не может сломить волю девушки, которая своим примером ободряет единоверцев не страшиться грядущей опасности. По приказу Санатрука в провинции Артаз села Шаваршаван был умерщвлен апостол Фаддей и дева Сандухт. На месте их убиения построен монастырь Святого Фаддея.

На пути освобождения от языческого мрака к свету Божию армянский народ удостоился проповедования еще одного ученика Христа – апостола Варфоломея, о котором в Евангелие Христос говорит: “Вот истинно израильтянин, в котором нет лукавства” (Иоанн. 1: 47), и который первым из товарищей признал Христа Господом: “Ты Сын Божий” (Иоанн 1:49), за что справедливо получил имя Нахадаван (первый исповедник). После проповедования в Иране апостол Варфоломей пересекает границу Армении в области Сюника провинции Гохтн, где и читает свою первую проповедь. Отсюда переходит в Араратскую область, где на одном из холмов Арташата встречает апостола Фаддея. На этом месте до сего дня стоит крест Отьяц (крест остановки) в память встречи первых просветителей армянского народа Фаддея и Варфоломея.

Отсюда апостол Варфоломей отправляется в провинции Гер и Зареванд, затем останавливается в местечке Агбак Андзевской провинции. Здесь Варфоломей встречает сестру царя Санатрука Вогуи, которая услышав проповедь Евангелия, обращается в христианство.

Санатрук посылает военачальника Терента к сестре с приказом отречься от новой веры, однако сам военачальник принимает христианство и крещение. Варфоломей, Терент и храбрая монахиня Вогуи предстают перед судом, где, не поддаваясь пыткам и преследованиям, открыто признают свою веру в Христа, за что подвергаются избиению камнями и принимают мученическую смерть, удостоившись святого венца.

На гробнице апостола Фаддея впоследствии сооружается монастырь и в провинции Агбак до сих пор стоит монастырь Святого Варфоломея. Две святыни стали известными местами непрекращающегося потока паломников, просящих и молящихся двум святым о заступничестве перед Господом.

Святые гробницы первых просветителей Армении являются лучшими свидетелями живой веры Христа и того, что Армянская Церковь была учреждена апостолами, так как святыня до той поры остается местом паломничества, пока к ней не прекращается поток верующих.

Как результат проповеди апостолов в Армении начинают формироваться христианские общины, епископские престолы, которые, впоследствии, после принятия христианства как государственной религии Армении, преобразовались в отдельные иерархические структуры Церкви.

Первым епископским престолом в Армении стал престол Артаза, основателем которого был апостол Фаддей, его именем позже и был наречен престол армянских патриархов – трон Фаддея, а армянские католикосы – престолонаследники Фаддея.

Престолы Фаддея были образованы также в областях Сюника и Арцаха, где епископов рукополагали Евстафий и Дади. На могиле Евстафия был построен известный монастырь Татев, а в Арцахе – Дадиванк.

Престол апостола Варфоломея находится в провинции Гохтн.

Придя в Армению с проповедями апостолы принесли с собой некоторые предметы, относящиеся к Господу, которые были приняты и хранимы армянским народом как святыни. Первым из них считается Нерукотворный лик Христа, принесенный св. Фаддем из Эдессы и чудом излечивший царя Абгара. Во время Крестовых походов он был перевезен в итальянский город Дженова в церковь Святого Фаддея.

Апостол Фаддей в средневековой армянском живописи изображается с копьем в руке, тем самым, которым был пронзен Иисус на кресте. Святой Гегард (копье) хранился в монастыре Айриванк, по этой причине монастырь был переименован в Гегард. Святой Гегард, Десница Григория Просветителя и Святой Крест – святыни, которыми благословляется Святой Миро. Святой Гегард сейчас хранится в музее Первопрестольного Св. Эчмиадзина.

Апостол Фаддей принес в Армению и благословенный Христом елей, из которого и был вначале приготовлен Святой миро, передаваемый из века в век.

Апостол Варфоломей, который не присутствовал при кончине Богоматери, получает портрет Марии и приносит с собой в Армению чудотворное изображение Пресвятой Богородицы. Икона хранится в местечке Дарбноц Кар (камень кузнецов), где позже был построен монастырь Душ (Огьяц ванк).

Армянская Церковь отмечает два праздника, посвященные памяти апостолов: апостола Фаддея и девы Сандухт, первых просветителей Св. Фаддея и Св. Варфоломея.

Таким образом, еще до Григория Просветителя в Армении усилиями апостолов была основана Армянская Церковь – созданная Христом и учрежденная апостолами.

«Назад

ААЦ Епархия юга России © 2010
Создание сайта "Internet Project"