Причащение

Причастие – это таинство Церкви, в котором под видом хлеба и вина христианин принимает истинно Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Таинство установил сам Спаситель во время последней Тайной Вечери. И указал совершать это таинство во все времена. Во время пасхального ужина вокруг стола сидели Христос и двенадцать его учеников. Христос взял хлеб, благословил его, разломил и передал своим ученикам со словами: «Берите и едите, сие есть Тело Мое». Затем взял чашу с вином, поблагодарил и передал им со словами: «Пейте из него, ибо сие есть Кровь Моя, Кровь Нового Завета, за многих изливаемая во искупление грехов». (Мф. 26:26-27, Марк 14:22-24,Лк. 22:14-21, Иоанн. 6:48-59, 1 Коринф. 11:23-26)

Причащение Крови и Тела Господня имеет спасительное значение, Сам Иисус раскрыл смысл этого таинства: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». (Иоан.6:51)

Вкусив же ТЕЛО и КРОВЬ (не хлеб и вино, но истинно Самого Христа) в Причащении мы принимаем Царство в себя, получаем истинную ЖИЗНЬ. Ведь что есть Рай как не единение с Господом. В Причастии мы обретаем Рай, мы уже ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС («ныне» как любит говорить Господь в Евангелии) получаем будущее Царство Небесное.
Тем самым Причастие есть самое возвышенное и священное, по слову Господа, соединение человека со Спасителем. Это величайший дар на земле, дар которого не достоин ни один из людей или ангелов. Господь своей властью и милосердием снисходит к нам и соединяется с нами, а мы с ним.

Григор Татеваци говорит: «Дело этого таинства – увеличить дары и быть лекарством от ежедневных грехов». («Книга вопросов» стр.594). По этой причине, причащаясь, надо помнить о страстях Христовых.

Патриарх Ованес Мандакуни говорит: «Те, кто с верой и благочестием подходят к Христу, просветляются Святым Духом и добродетельными делами возвышаются с каждым днем».

Господь указывает на обязательность принятия этого Дара! Вне Причастия нет Жизни. Бог не требует, а предлагает. Выбор всегда есть у человека. Однако мы должны осознавать к какой великой Святыне мы приобщаемся и достойно подойти к этому Дару.

Каждый раз во время причастия нам слышен мягкий и нежный голос Иисуса Христа: «Я есть твоя пища, дабы ты не уподоблял Меня себе, но сам уподобился бы Мне».

 

Когда нужно причащаться?

К Причастию Церковь готовит нас через пост и исповедь. Человек готовит себя к встрече со Спасителем согласно Его слову:
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Матф.11:29)

Как надо готовиться к причащению?

Важнейшие условия, исполнив которые, мы можем причаститься. Прежде всего:

1. Необходимо быть крещенным, а также иметь православное вероисповедание.
2. До причащения запрещается принимать какую-либо пищу.
3. До самого момента приобщения к Богу, вплоть до начала Литургии, поощряется самосозерцанием исследовать себя, прежде чем приять решение причащаться или нет.
4. Причащение не увенчается оправданием, если верующий прежде не исследовал себя и не был обличен.
5. Наилучшим способом восстановления разорванной по причине греха связи между Богом и человеком является Святое причастие. Однако чтобы эта связь была восстановлена, необходимы раскаяние, боль за совершенные грехи, а также их исповедание.

На раннем этапе основания Церкви Святая Литургия совершалась каждый день. Эта традиция сохранилась в Римской Церкви. Ранее в нашей Церкви литургия также проводилась каждый день, а сегодня она проводится в субботу, воскресенье, по праздничным дням и другим отдельным случаям. Каждый армянин-христианин должен причащаться, по крайней мере, на пять главных праздников, особенно на Св. Рождество и Пасху.

Почему таинство Причастия называют Литургией?

Слово литургия (арм. «патарак») имеет различные значения: жертва, дар, приношение и др. А в данном случае означает жертвоприношение Христа во имя нашего спасения.

Христос совершает литургию (жертву) примирения с Господом, для того чтобы освободить людей от оков зла. На светлом Алтаре приносится в жертву Христос, агнец Божий, Его Плоть и Кровь раздаются нам во искупления и отпущения грехов.

Священнослужитель, совершающий это таинство, называется по-армянски «патаракич» – проводящий литургию.

Все ли могут причащаться, когда пожелают?

Принимающий причастие должен быть крещёным, верующим, христианином, преданным вероисповеданию и канонам своей церкви.

В прошлом, во время второй части литургии, когда диакон возвещал: ”Некрещеные, неверующие, кающиеся, нечистые станьте ближе к божественному таинству”, тогда некрещеные, неверующие, нечистые и кающиеся должны были выйти на церковную паперть. Это говорит о том, что нельзя к божественному таинству приобщиться, не подготовившись и не исполнив канонические условия.

Как совершается Литургия в нашей Церкви?

Литургия проходит с торжественностью, организовано, благопристойно и таинственно: обновляющие душу псалмы и молитвы, упоительные песнопения, соответствующие одеяния, свечение лампад, запах ладана, а также искреннее и благопристойное участие верующих, которые то неслышно, то чуть громче следят за течением церемонии.

Церемония святой Литургии Армянской Церкви оказывает глубокое неизгладимое впечатление даже на представителей других христианских церквей.

Каковы основные условия в проведении Литургии?

Согласно древним традициям, установившимся в христианской церкви, для проведения Литургии необходимы три существенных условия:

а) рукоположенный и помазанный священник б) хлеб и вино в) молитва.

Литургия проводится с помощью приготовленного на чистой пшеничной муке пресного (без закваски) хлеба и неразбавленного вина.

Священнослужитель произносит молитвы очищения и благословления с верой и благочестием.

Остальные части Литургии определяются этими же тремя условиями и способствуют достойному проведению и более сильному воздействию церемонии таинства.

Когда в нашей Церкви стали использовать данные способы Литургии?

Изначально Литургия проводилась просто. Но со временем церемония стала более пышной, особенно в дни, посвящённые Святому Нерсесу Шнорали (+1173,16 августа). В развитие Литургии нашей Церкви внесли большой вклад молитвы Св. Ованеса Воскеберана (Златоуст) (347-407) и Григора Нарекаци (950-1010). А позднее, начиная с 14в., исполнялось произведение “Хорурд хорин” (“Глубокое таинство”), написанное композитором Хачатуром Таронаци по какому-либо торжественному случаю.

Как должны вести себя прихожане, присутствующие на Литургии?

Святая Литургия должна проводиться в атмосфере почтения и благочестия верующих. Без суеты, громких разговоров и хождения по церкви. Мирянин и священник – все верующие должны устремить свое внимание на божественное таинство, следить за молитвой и песнопением.

К сожалению, в нашей церкви, несмотря на набожность нашего народа, эти условия не соблюдаются. Постоянные хождения, шум, особенно среди женщин, мешают проведению великого таинства. Мы должны быть внимательны и стараться, чтобы подобные безобразные явления не происходили в церкви.

«Назад

ААЦ Епархия юга России © 2010
Создание сайта "Internet Project"