Тэарнндарач – Сретение Господа нашего Иисуса Христа

После исхода из Египта в ХVI в. до Р. Х. евреи в знак благодарности Всевышнему стали посвящать Ему своих первенцев мужского пола. На сороковой день по рождении младенца его приносили в храм, чтобы представить Всевышнему и принести жертвы. Следуя древнему обычаю, Иосиф и Мария прибыли в Иерусалим, чтобы посвятить Богу младенца Иисуса. Будучи людьми необеспеченными, они пожертвовали храму не овна, а двух горлиц. Евангелист Лука пишет, что едва они переступили порог храма, как сюда по вдохновению свыше пришел старец Симеон. По преданию, в молодости он стал одним из 72 переводчиков (т.н. Септуагинта  перевод семидесяти двух) Священного Писания, которые повелением египетского царя Птоломея переводили Ветхий Завет на греческий язык. Работая над переводом библейской книги пророка Исайи, он усомнился в достоверности слов о рождении Христа Девой и решил своевольно заменить «деву» на «женщину». Ангел запретил ему такое своеволие и восстановил слово «дева», записав его золотыми буквами. Он предсказал изумленному Симеону, что тот «не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня». Итак, придя в храм, старец увидел Богомладенца, в котором по наитию признал Христа, и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое». Благословив святое семейство, старец обратился к Богородице с пророческим словом: «Се, лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,  и Тебе Самой оружие пройдет душу,  да откроются помышления многих сердец».

Что же в тот час привело Симеона в храм и почему он признал в Младенце Христа? Только ли по вдохновению свыше? Иосиф и Мария вошли в храм через восточные ворота, которые отворились перед ними сами собой, что и напомнило Симеону о пророчестве Иезекииля: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены». (ХLIV.2).

Сюда же в храм пришла и 84-летняя вдова Анна-пророчица, которая на протяжении многих лет «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Когда Симеон взял Иисуса на руки, Анна, также по вдохновению свыше признавшая в Нем Спасителя, «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Этот праздник установлен в честь сретения (т. е. встречи) Богомладенца Иисуса со старцем Симеоном и старицей Анной в иерусалимском храме. Он был введен в чин Господних праздников благодаря брату Господню, апостолу и первому иерусалимскому епископу Иакову. Уже в IV в. отцы церкви Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие посвящали празднику Сретения торжественные проповеди. При императоре Юстине I (VI в.) Западная церковь стала отмечать Сретение Господне 2 февраля, стремясь затмить приходившийся на эту же дату праздник бога Пана. Однако официально Западная церковь стала отмечать Сретение лишь в ХIV столетии при папе Григории II.

Хотя этот праздник входит в число Господних, западные церкви, в частности, Римская Католическая, посвящают его Богородице. Сретение отделилось от Богоявления и вошло в армянский церковный календарь как самостоятельный праздник еще в IV-V веке  при католикосе Сааке Партеве. Армянское название праздника Тэарнндарач, который входит в число неподвижных, переводится как «навстречу Господу», «встречать Господа», «Господь с вами». Вечером накануне совершается служба, и священник зажигает свечи на алтаре. От главной свечи, которую он держит в руке, или от огня в кадильнице прихожане зажигают свои свечи.

После службы, по древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, разжигается костер, вокруг которого начинается всеобщее веселье. Обычай восходит к языческому празднику, посвященному верховному богу Арамазду, чей главный жертвенник находился в поселении Багаринч.

«Назад

ААЦ Епархия юга России © 2010
Создание сайта "Internet Project"